Налоговые органы предотвратили
возврат налогов из бюджета 3,3 млн.рублей
Со вступлением в силу с 01.01.2019 новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) незаконная налоговая оптимизация может представлять собой не только прямое нарушение законодательства, но и действия, формально не запрещенные, но представляющие по своему экономическому содержанию злоупотребление правом или совершение притворных сделок с целью получения налоговой выгоды (статья 33 НК).
Следует отметить, что нормы статьи 33 НК применяются в том числе к отношениям, возникшим до ее появления, а именно до 01.01.2019. Следовательно, круг лиц, в отношении которых могут применяться нормы данной статьи направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов, достаточно широк.
Налоговыми органами непрерывно ведется работа по выявлению и пресечению схем минимизации налоговых обязательств. В настоящее время акцент сделан на дистанционный контроль. На основании сведений, имеющихся в налоговых органах, проводятся аналитические мероприятия, которые позволяют выявлять допущенные плательщиками нарушения законодательства, уведомлять их об этом и предоставлять возможность добровольно исправить нарушения. В случае, если плательщик не реагирует на уведомления контролирующих органов, далее следует проведение контрольных мероприятий.
Так, в ходе проведения проверки деятельности СЗАО «А» установлено, что организация построила здание, которое впоследствии реализовано. Однако, в этот же день организацией заключены договоры сублизинга на это же имущество. Таким образом, здание «вернулось» в организацию.
Проведенными контрольными мероприятиями установлено, что сделки по реализации имущества, которое впоследствии «вернулось» в организацию посредством заключения договоров сублизинга, совершены СЗАО «А» фиктивно.
Налоговыми органами по итогам проверки СЗАО «А» установлена незаконная минимизация налоговых обязательств, что позволило оставить в распоряжении бюджета НДС в сумме 3,3 млн рублей.
Вместе с тем необходимо учитывать, что положения НК не ограничивают право плательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном плательщиком варианте сделки не должен присутствовать признак искусственности, лишенной хозяйственного и экономического смысла.